четверг, 14 января 2016 г.

"Абхазия. Мандариновый внедорожник". День 4. Джампальское, Кодорское ущелье. Водопады.

По замыслу утром мы должны были ехать на озеро Амткел. Поворот на него находится за Сухумом на юг. А в результате поехали в ту же сторону на водопады.

Я просто скопирую с источника http://guide.travel.ru/abhazia/kodori/ перечень достопримечательностей Кодорского ущелья. Потому как глаза разбежались от их количества.
Достопримечательности Кодорского ущелья
В верхнем её течении река с притоками образует множество очень красивых ущелий и долин, особенно колоритных весной и осенью. Здесь можно посетить Клычское,Мачарское и Джампальское ущелья, перейти место слияния рек Амткел и Джампал по добротному металлическому "Красному мосту" (1903 г.), увидеть руины древнейшей в стране Пацхирской крепости (II в. до н. э. - V в. н. э.) близ устья реки Варьял, гору Шапка с украшающими её вершину развалинами безымянной крепости,долину Адзгара и похожую на каньон долину Кодори от Латы до Ганахлебы, самый высокий памятник мегалитической эпохи на Кавказе - Азантский дольмен возле одноименного села, километровый участок живописного мелового каскада Багадских скалущелье Мерхеули (Мерхеул, Черниговка, оно же - "ущелье Дьявола") с храмом XIII-XIV веков и руинами средневекового поместья, водопадом и целебным Мерхеульским источником, само село Мерхеули (Мархяул, Мархь-аул) - родину Л. П. Берии, дольмены и развалины средневекового храма у озера Амткел(Амткял, второе по величине в Абхазии), крепость V-VI веков на горе Ват, развалины "крепости декабристов" в ущелье реки Джампал, Холодный грот с раскопками поселения мезолитической эпохи у слияния Джампала с Кодори, небольшую церковь в урочище Амзаракрепость XI-XIV веков, развалины Герзеульской крепости (VIII-Х вв.) - одного из самых крупных оборонительных сооружений Абхазии,палеолитическую пещеру у перевала Куабчара, древние стены на горе у села Ахыста (Мзисеули), "дворец князей Маршан" и небольшую средневековуюцерковку у села Лата, развалины раннесредневековой крепости Чиркс-Абаа (IX-X вв.) у слияния Чхалты и Кодора, руины двух небольших средневековых храмов и огромную крепость в высокогорном сванском поселке Сакен (восточный из этих фортов является самым высокогорным в стране - 1600 метров над уровнем моря),Клычскую крепость VIII-IX веков в низовье одноименной реки, водопады у турбазы "Южный приют" и так далее.
Тут каждый природный и архитектурно-археологический объект надо гуглить  и ехать смотреть. И если я опубликую отчет только после того, как все прочитаю, то как раз весна наступит – время ехать в горы! Поэтому коротенько.
Вот еще статью про Абхазскую Сванетию нашла http://svaneti.ru/publ/6-1-0-20, интересная.
После поста ДПС в поселке Мачара  поворот налево в горы. Во всей Абхазии собственно два варианта. Стоя на дороге, по одну сторону – море, по другую – горы.

В городе все уже начало потихоньку таять, а в горах еще лежали сугробы. Чем дальше в горы, тем еще больше заброшенных домов, хороших, добротных домов, где никто не живет.  Мы спросили у Сергея – Почему? Им нечем тут заниматься, зарабатывать нечем на жизнь. Вопрос при  благодатности здешней природы спорный, но я не хочу никого судить и выносить свое мнение, не зная ни социальных нюансов, ни особенностей и уклада жизни местных жителей. Впрочем, пастухи живут во всем мире в самых труднодоступных местах. Здесь тоже паслась какая-то живность на ферме

Вот такая печка вдоль дороги

Вдоль реки Мачара мы ехали вверх по ущелью, накатанный асфальт со снегом сменялся просто накатанным снегом, но для полного привода все проезжаемо.
По дороге встретили УАЗик, у него накрылась ступица. Они остались ремонтироваться, а мы поехали дальше, решили ехать сколько сможем.

Первый водопад был Ольгинский. Ориентиры – мост, село Ольгинское. Это, насколько я поняла Цебельдинское ущелье.

Далее водопад Варьяльский. Должен бы быть. Но там струи водопада должны падать на конус наподобие сталагмита, который со временем увеличивается в размере. Я конуса не помню. Но, водопад красивый и значительно выше предыдущего.

Далее мы проехали под вот такой знак.

Наверное, в проезжаемый сезон здесь более строго, но нас никто не просил предъявить пропуск. Возможно, мы не доехали до тех мест, где этот пропуск потребуют.

Следующий водопад – Шакуранский. А может и Джампальский. Но он просто огромен по высоте, даже глубине – мы смотрели сверху вниз. Причем подходишь по руслу речки, не ожидая подобного «Ух». В смысле неожиданно высоко.  Однозначно стоит посмотреть в теплое время года. Заодно разобраться с географическими названиями и прояснить этот вопрос у местных жителей.

На последний водопад вела дорога, но мы решили не рисковать. Пошли пешком. Сергей, Лена и дети впереди, а я, Маша, Герман и Игорь сзади. И что вы думаете? Мы умудрились заблудиться. Поворот к водопаду недалеко от основной дороги, но резкий влево. Мы потеряли из виду Серегу и уверенно потопали прямо. Тем более, что были следы, тропинка. Единственное, что нас слегка смущало, это то, что следы вели в обратную сторону. Но не остановило.

Были также высказаны предположения, что тут могли ходить не только мы, что не хотелось быть принятыми за редкого зверя, что надо смотреть детские следы. Все это мы обсуждали, упрямо идя вперед. Герман оторвался от нас и рванул вброд через речку. Здесь мы решили его подождать. Скорее всего, Сергей не потащил бы туда детей.  Мы покричали. Германа все не было.  Мы покричали «Герман, мы уходим!» Герман появился.  Пошли назад.

Тут нас встретил Сергей, довел до поворота и дальше нас повела к водопаду его дочка Катюша.

Летом он выглядит так. Зимой не видно, особенно на фото размаха и величия его.

Потом валялись в снегу, ели-пили, фотографировались и назад.

УАЗик по-прежнему ремонтировался. Теперь это был КПП. Пока не выпьешь  - не проедешь. Мы не отказались. Вино настолько вкусное! Я не пью вино, почти, крайне редко. Даже самое лучшее. Я не люблю его. Но это…. А наливающий, зовут его Вахтанг, сказал «О, Маша, я тебя знаю!»  No comments..

Стемнело быстро. И на нашу долю выпала небольшая эвакуация. ПАЗик, рейсовый, кстати, на абсолютно лысой летней резине ехал в верхние поселки кого-то забрать. Не доехал. Его стянуло к скале. Погран сказал, что ПАЗики он еще не вытягивал. Все прошло успешно, вытянули на дорогу. Водитель попросил дотянуть до площадки еще метров 200. Но Патруль грелся, нам встретилась Шишига и мы оставили автобус на тяжелую технику.

А сами поехали в Нарт есть хачапури (лодочки), наконец-то впервые за все время пребывания здесь. А то все мясо, да чача.

По плану утром следующего дня – работы на лимонных плантациях, сбор урожая, Новый Афон, село Каманы и Каманский храм. Но об этом в следующей статье.

P.S. Может и покороче бы написать, но так хочется передать атмосферу нашей поездки!

P.P.S. Если кто-то знает подробнее и точнее о географии Кодорского ущелья и этих водопадах – буду рада почитать ваши комментарии.