пятница, 21 августа 2015 г.

Мой Безенги 2015. День 4. Поход к леднику Кундюм-Мижирги. Немного о вершинах Северного массива.

Доброе утро, Безенги! Идем сегодня одним днем наверх к леднику Мижирги. Как нам объяснили, за день с детьми сбегать вполне можно. Только брать с собой еды на перекус, обед.  И одежду: дождевики и теплые кофты. Я малому еще вторую смену обуви брала, на случай дождя и полного промокания ног.

Северный массив - это гигантская 15-километровая подкова из девяти основных вершин, пять из которых превышают пятитысячную отметку. С востока на запад протянулись: Коштантау, 5151 м - п. Тихонова, 4670 м - Крумкол, 4676 м - Вост. Мижирги, 4927 м - Зап.Мижирги, 5025 м - п.Боровикова, 4888 м - пик Пушкина, 5100 м - Вост. Дых-тау, 5180 м - Главная Дых-тау, 5204 м. На юг Северный массив обрывается скальными стенами и контрфорсами и гребнями.
С севера опоясан несколькими ярусами нависающих гигантских ледовых сбросов. Гребень массива снежно-ледовый, с острыми скальными нагромождениями, крутыми ледовыми взлётами и снежными карнизами. На севере массива выпадает много осадков, что и способствует значительному оледенению гребня с севера. Как правило, во второй половине дня дуют сильные, порывистые ледяные ветры. Появляются грозовые фронты, густой туман. Начинаются снегопады, сыплет колючая снежная крупа.
Одним из явных признаков надвигающейся непогоды является появление туч с грузинской стороны от «гнилого угла» - со стороны Гестолы и Ляльвера. С севера практически все маршруты классифицированы 5 А-Б к/тр. Пять маршрутов имеют 6 А к/тр. Маршруты с юга проще (4-5 к/тр), т.к. склоны имеют меньшее оледенение и крутизну. В целом маршруты Северного массива характеризуются длительной протяженностью, большим - до 2000 м - перепадом высот, обилием технически сложных, комбинированных ледово-снежных и скальных, залитых льдом участков. Северные склоны массива не раз служили ареной больших соревнований: здесь разыгрывались медали очных ледово-снежных классов Чемпионатов СССР и России. Многократно альпинисты, преодолевшие эти вертикали, становились призёрами первенств страны. У горных туристов уважением пользуется Крумкольский провал (4250 м).
НОЧЕВКИ «3900»
От Крумкольских ночёвок, расположенных на морене 2-й ступени ледника Кундюм-Мижирги путь смелого восходителя лежит через ледопад к 3-й ступени, а там - к так называемым ночёвкам «3900».
Знающие люди назывют ледопад «Безенгийским Кхумбу». Уступая своему непальскому собрату в длине и площади, крутой безенгиец столь же хаотичен, непредсказуем и опасен. В иные годы его просто не могли преодолеть. Те же, кому удавалось это сделать, выходили на отметку 3900 м, где на склоне морены разбивался палаточный лагерь. Отсюда открывается великолепный вид на гигантскую пирамиду Коштан-тау. Из цирка начинается ряд маршрутов 2-3 к/тр. Цепь вершин ( п. Панорамный, 4176 м - Уллу-ауз, 4675 м - Кундюм-Мижирги, 4500 м - Птицы) смыкается с северо-восточным гребнем Коштан-тау, по которому идёт маршрут 4 Б к/тр. Сейчас этот микрорайон Безенги посещается не столь интенсивно, как прежде: всё таки подход с грузом от лагеря до «3900» в среднем занимает от 7 до 9 часов и совершается обычно с промежуточной ночёвкой на 2-й ступени.
Информация взята с сайта http://www.mountain.ru/
 Архивное фото 100-летней давности

Выход из лагеря по правой стороне реки. Мостик подвесной не переходим, а идем вверх по тропе вдоль реки. По дороге кусты малины. Ягод правда маловато, но еще можно найти.
С нами решил пойти маленький мальчик лет 4, чей-то местный ребенок. И так он уверенно шел, что мы решили, что там дальше его ждут родители. Но нет. Приблизилась ограда, а он, с палкой, явно был намерен идти с нами. Шкет такой шустрый! В общем, может он конечно здесь живет и все уже знает, но горы, речка с быстрым течением… Взяла его за руку и отвела назад в лагерь.
Продолжаем идти вверх. Набор нашей высоты более-менее плавный. Справа на склоне сначала лес, потом скалы. Слева шумит река. А вдали облака.

Тропинка идет вверх, периодически ровно. Но дети все-равно устают. Отдыхаем периодически по чуть-чуть.

Вот интересно, такой голод у них на подъеме просыпается! А в лагере гоняешься за ними, чтоб поели.
На 1/3 пути внизу видим группу альпинистов, проводящих скальные занятия. Потом видим стадо барашек. Потом привал с перекусом. Поснимали видео. Дети отдохнули и дальше.
Дошли до по-моему «футбольного поля». Ровная поляна, заросшая репейниками и другими цветочками.

На поляне нас встретили два ретривера. А затем сразу появились и их хозяева.
Мы прошли полностью по зеленому ребру, похожему на спину дракона. До камней. До ледника мы дошли. Но он был засыпан и серый. Вниз спускаться опасно.

Но вид офигенный! Да и сама прогулка просто приятная. Дети сели отдыхать, а я пошла вперед поглядеть, что там. Ярко светило солнце. И тут я зашла в тень, падающую от скалы справа. И ощущение места изменилось. Пронзительная тишина. И понимание того, что вокруг конечно ходят толпы альпинистов, но это место все-равно безлюдно. И горы здесь хозяева.

Фотосессия у очередного турика.

Еще видео. И вниз. С привалами мы шли наверх часа три. По набору высоты, спросили потом, от 2100 до 2600-2700.
Как всегда, начали спускаться облака. И горы и речки и водопады опять приобрели фэнтэзийный вид. Пики Северной подковы то прятались, то вновь открывали солнцу свои ледники и скалы. Небо стало пронзительно синим на фоне бело-серых туч. Поляны и склоны, отдельно лежащие большие валуны, турики на них.  Не хватает маленьких гномов или других волшебных человечков.

Наши маленькие человечки вниз шли вполне бодро. Один раз почти внизу уже устали и попросили отдохнуть и перекусить.

Я шла и напевала песни про горы. Их смысл раскрывается здесь в полной мере.

Вернулись без происшествий часов в пять вечера. Над лагерем висели облака и тучи. Но дождем не пролились.