среда, 19 августа 2015 г.

Мой Безенги 2015. День второй.Немного истории и мифологии. Анютин водопад. Потеря зуба.

День второй.
Продолжаем акклиматизацию)) На самом деле столько не нужно на этой высоте, лагерь расположен на 2100м,  но мы с детьми, поэтому гуляем по легкому.
Проснулись как проснулись. Часов в 8.00. На улице ясное небо, солнце, жарко. И, наконец-то, мы увидели горы! Снежные вершины. 

Вдали часть Безенгийской стены, пик Гестола – 4860м. 

Потрясающий пейзаж.


Очень мало информации о мифологии и истории Хуламо-Безенгийского ущелья и она сильно разрознена. 
Безенги в переводе означает «Место, откуда сошел ледник». Находится в Хуламо-Безенгийском ущелье. Археологические данные говорят о плотном заселении этого места уже в эпоху раннего средневековья. Если посмотреть на старые карты, то ранее это место входило в Тюркский каганат. По дороге в лагерь можно увидеть остатки башни. Время возникновения башни относят к IXXI вв н.э.  На территории ущелья археологи находят  могильники, относящиеся к IIIв до н.э. Также находят археологические свидетельства почитания Бога Тотур. Это Бог - покровитель волков. Также на этой территории жили аланы. А затем уже Балкарцы и Кабардинцы заселили эти места. 
До насильственной депортации балкарского народа 1944 года, были следующие поселения: Холам, Тюп Холам, Тотур, Усхур, Жаболары, Ёзен, Бызынгы, Шыкъы. Сейчас, к сожалению, из всех перечисленных поселений остался только Бызынгы. 
Вот еще интересный факт нашла здесьИнтересные факты нашла здесь http://wap.alanla.forum24.ru/ . "В Холаме и в Безенги путешественник начала XIX века Ю. Клапрот обнаружил сванских жителей, которые разговаривали "на татарском и ... балкарцы-старики часто упоминают о людях, которые "так быстро переходили через перевалы, что хычины (пироги) горячими доставляли в Грузию"." 

И красивую легенду об одной из скал по дороге к Хуламо-Безенгийскому ущелью нашла:
Много лет тому назад здесь жил мудрый аксакал. Когда ему настало вре-мя уйти в иной мир, с неба спустился сам Тейри (верховное божество). Он сказал старику: « Ты прожил добрую жизнь, за это я дарю тебе новое сердце, и ты обретешь бессмертие». Но аксакал отказался. «Смотри! Каждый шрам на моем сердце - это человек, которому я отдал свою любовь. Я вырывал ку-сочки своего сердца и отдавал хорошим людям. И они часто взамен отдавали мне свою любовь - свои частички сердец, которые заполняли пустые про-странства в моем сердце. Но поскольку кусочки разных сердец точно не под-ходят друг к другу, у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, пото-му что они напоминают мне о любви, которой мы делились. Иногда я отдавал частичку моего сердца, но человек не возвращал мне свою - поэтому и пустые дыры в нем. Когда ты отдаешь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился. Теперь ты видишь, что мне мое сердце очень дорого, и я не хочу другое». Аксакал умер… Тейри был поражен словами мудрого старца. И решил он превратить его сердце в скалу, чтобы оно напоминало людям о том, каким должно быть сердце настоящего человека.

Позавтракали около палатки. Я брала горелку. Запас продовольствия в виде каш в том числе. Т.к. пропуск еще не был готов, то в сторону стены идти нельзя. Решили сходить на водопад в сторону ледника Мижирги. Узнали на КСП как лучше идти. К водопаду (пока безымянному, но об этом позже) идти по левой стороне речки Мижирги. Это дорога на Теплый угол, хижину Укю-кош и др.ночевки.
Из лагеря ведет  подвесной мостик и далее направо, еще один мостик и вверх по тропе.

Речки здесь для меня бело-сиреневые. Вода как молочная, видимо из-за сильного течения. По берегам белые камни и полно сиреневых цветов неизвестного названия.

 А вечером около шести часов от рек идет туман – очень фантастично.  



Эта речка называется одноименно с ледником – Мижирги.
Она ниже впадает в Черек Безенгийский. Далее соединяется с рекой Черек Балкарский и образует реку Черек. На равнине Черек, вырвавшись из скального плена, растекается по широкой пойме, образуя рукава и протоки. Течение в горных реках очень быстрое.
Итак, идем куда-то. Я обула берцы, взяла с собой дождевик и теплые кофты. В двойном комплекте, естественно, для себя и ребенка.

Про погоду. Закономерность, выявленная нами и описанная другими людьми. В первой половине дня, как правило – солнце, ясно и жарко. С полудня начинают потихоньку стягиваться облака. И во второй половине дня облака опускаются. В четыре – пять часов вечера спускаешься уже в тумане (облаках) и прохладно. К ночи облака развеиваются. Открывается ясное звездное небо. А в середине ночи может идти дождь. Пару раз гроза была. Ну а утром опять ясно. По другим отчетам – во второй половине дня часто возможен дождь. Но нам повезло, дождя не было.

По дороге наверх выявлены дополнительные «детские» привалы.  Это значит, что дети устали и им нужен отдых и еда. 


Соответственно шли туда медленно с остановками. Любовались окрестностями, фотографировались. На одном привале просто хотелось сидеть и смотреть на реку и горы и никуда не спешить. В этом плюс не спортивного, а прогулочного похода по горам.



В очередной раз я пообещала детям, что вон за той грядой камней у нас будет еще один большой привал. Вышли к камням и …. нашли водопад. Такой он разный!  Когда светит солнце, то бликами играет в струях и брызгах воды. 



А к вечеру, когда от воды идет туман – такое ощущение, что сейчас выйдут к водопаду горные эльфы.
Из забавного. Я, будучи по диплому стоматологом, знала же, что при реставрации переднего зуба – ну не надо грызть им сухарики. И что! Оставила на этом водопаде пломбу(( Ходила потом, улыбалась, не раскрывая губ! Зачем людей пугать улыбкой Бабки Ежки! Затем я решила сложить турик. Увлеклась процессом и разрезала камнем палец. Причем, заметила это уже когда тур сложила. Палец заболел минут через пять только. 

Короче, очень меня заинтересовало название водопада. В один из вечеров спросила спасателей – мол, как называется. Они ответили, что водопад без имени. Говорят – Хочешь, назовем твоим именем? – Конечно, хочу – отвечаю я.
Тогда это будет Анютин водопад. На том и порешили. Но, если вдруг кто знает название этого водопада - напишите, пожалуйста! Будем называть его двойным именем)) 

Нафотографировались всячески. Даже полу ню. Благо у подруги зеркалка и она профессиональный фотограф! Пора мне менять свою мыльницу на нормальный фотоаппарат.
Начали спускаться облака и мы пошли назад в лагерь.

В «Теплом углу» поужинали. Одним хычином можно сильно объесться. По крайней мере барышне. Очень вкусный! Дети продолжили обучение игре на пианино, а мы пошли  гулять к мостику через Черек Безенгийский. Он вечером сказочный. Алла фотографировала просто в удовольствие, но я думаю, что много фотографий можно смело ставить в портфолио. Я ловила фотоаппаратом моменты сказки. Но они запечатлены в душе лучше, чем на фотографии.



Незаметно пришел вечер.


P.S. Здесь и далее фотографии вперемешку мои и фотографа Аллы Бочковой

Комментариев нет:

Отправить комментарий