суббота, 22 августа 2015 г.

Мой Безенги 2015. День 5 - матрасничанье. День 6 - поход к Безенгийской стене. Камнепад.

День 5. День матрасничанья.

В пятый день после похода на ледник Мижирги дети устали и запросили отдых. На том и порешили. Проснулись часов в 9.00. Позавтракали и просто отдыхали, дети играли на территории лагеря. А мы читали книжки))

Дети в Безенги
Здесь им раздолье для игр на свежем воздухе. Инвентаря нет, но можно взять с собой мяч, бадминтон, игрушки. Лагерь окружен сеткой. Отношение везде доброжелательное. Есть детская комната. При выходе родителей на маршрут можно отдать ребенка под присмотр туда. 400р/день, без питания. Нам рассказывала одна барышня, что с ней в группе в прошлом году на восхождение была семейная пара. Они ушли на два дня. Девочку лет 12 оставили под присмотром в лагере. Так жена директора лагеря даже забрала ее к себе в домик, чтоб та в своем номере одна не была – это просто, по собственной инициативе.
Мед.помощь в лагере.
Мы ей к счастью не пользовались. Но на территории лагеря круглосуточно действующий пункт МЧС и доктор.
Магазины
Есть магазин продуктовый. Там можно купить много чего. Овощи, фрукты, сыр, колбаса, сух.паек (супы, каши), консервы, кофе, чай, печенье, конфеты. В общем вполне нормальный ассортимент. Цены особо от магазинных в городе не отличаются.
Есть магазин, где можно купить сувениры, печатную продукцию, батарейки, крема от солнца и комаров (хотя комаров там нет вообще, ни комаров, ни слепней, ни мошек!!). Есть аптечная продукция, лекарства.

А мы ждем пропуска. Они уже готовы, но привезут только вечером. А без них к Безенгийской стене нельзя.

На сайте написано, что заказывать за месяц. Лучше кончено заранее. Но, списавшись с ними, я выяснила, что пропуск будет готов в течение 5-7 рабочих дней. Так и вышло, в пн заказали (ходатайство он-лайн отправляется, форма на их сайте) – в след. понедельник были готовы.

Пошли гулять с детьми во второй половине дня на речку Черек Безенгийский. Это по правой стороне лагеря, если смотреть на Безенгийскую стену. Спускаемся вниз по тропе. Доходим до пограничной будки, и – нам направо, вдоль речки, туда можно без пропуска. И по-моему эта же дорога и приведет к мосту. Оттуда ехал УАЗ. Солнечно, красиво.  Мы нашли полянку, где маленький рукав и нет быстрого течения. Дети играли, строили домик для муравьев. Алла собрала им малину. В общем хорошо отдохнули.

Вечером был готов пропуск.

День 6.
Плюнули на советы бывалых альпинистов. Ну нет у нас нормальной обуви. Пошли в спортивных сандалях. На указателе написано «Безенгийский ледник – 20 мин.». Так вот, не верьте)) Точнее  20 мин  - это до морены и первого намека на серый лед под камнями. А до самого белого и красивого льда, до выхода на ледник мы шли часа 2-3. Только взрослыми конечно быстрее.
Я все-равно взяла с собой дождевики и теплые кофты.
Начало от пограничной будки, показали пропуска, документы – обязательно на всех участников!
И дальше путь шел вдоль реки. Красиво, песочек, кустики малины, репейник, цветы, как будто по пляжу идем.

Дальше цветы временно заканчиваются и начинаются камни, камни, камни. Тропинка читаема, но порой надо смотреть направление по турикам. По верху слева идет тропа на хижину Миссес-кош. Висят камни. Погранцы поинтересовались, почему мы не в касках, бывают камнепады. Но…мы уже не в касках.
Сама дорога несложная. Плавный набор высоты. Скачешь по камням, как горная коза. Но! Скакать осторожно! Проверять каждый камень. Не всегда они устойчивы. Ни на кого конечно не пустишь вниз камень, но себе ногу подвернуть, повредить вполне можно.

Я Лешке все-время говорила – иди след в след. Он понял это, но позже…
Мне пейзаж очень понравился. По правую руку шумит Черек Безенгийский. Далее сбоку два водопада. Камни, и впереди стена снежных вершин. Он совсем другой, не такой зеленый и цветущий как по дороге к Мижиргинскому леднику. Но какой-то красивый суровой красотой.
А вот Алле не понравилось. И плюс, они с Вероничкой простыли и не очень хорошо себя чувствовали. Поэтому принято было решение, что они идут назад, а мы с Лешкой до ледника.
И мы пошли. В один момент Лешка сказал – «Мам, послушай какая тишина! Сядь, давай послушаем тишину!» И это не просто отсутствие звуков. Это тишина простора, дикой природы, мощи гор, тиши на стихии.
Дальше мы шли и обсуждали фильм «Звездные войны», 6 эпизодов которого были просмотрены недавно ребенком)))
Потом опять появился песочек и травка. Сели перекусить. Впереди и над нами собирались тучи. Перед финальным выходом на ледник переоделись. Одели теплые кофты и дождевики. Лешке я брала ботинки на смену сандалям.
И пошли. От Большого камня дорогу внимательно надо смотреть по турикам. Выход на ледник напротив водопада по левой стороне. Другого выхода и, соответственно входа – нет. Если спустился туман – можно блукануть. Но это нам уже потом рассказывали гиды.
Наконец, спускаемся к леднику, его языку.

Это белый лед, красивый!!! Камни, вмерзшие в него, как драгоценности! В русле ручья – он голубой. И по-прежнему вдали – Безенгийская стена. Тишина и мощь!! Мое место. Не передать словами.

Лешка побегал, поиграл, я фотографировала, на мыльницу к сожалению, снимала видео. Даждик покапал и прошел. Тучи превращались в облака. Время позволяло еще там побыть и даже сходить вперед.
Но, внезапно, как укол в сердце, явное ощущение, что нам надо собираться и идти назад. И не через 10, 20 минут, а вот прям сейчас. И это понимание ощущалось как-то тягостно.
Быстро собираемся. Я все-время оглядываюсь, не хочется уходить.
Идем к выходу на камни. И по тропе. Я впереди, щупаю камни, Лешка сзади. Тут сзади слышу – бах! Стук упавшего камня. С замершим сердцем оборачиваюсь. Лешка целый, слева от тропы лежит маленький «чемоданчик». Рассказывает – «Поставил палку перед камнем и он внезапно выпал из своего места и перекатился ниже тропы». Палку погнул.   Камень не нанес бы Лешку сильного вреда, но ногу стукнуть больно мог. Быстро и внимательно идем дальше. Выходим на полянку, где переодевались. И тут – «Мама, смотри!» Оборачиваюсь – ровно в месте выхода на ледник – камнепад. И летят сверху такие чемоданы!

Пока достала фотоаппарат - это уже пыль садится.
От сердца сразу отлегло, стало понятно, почему надо было быстро уходить.
После этих двух фактов Леша понял – почему в горах надо идти очень внимательно и слушать старшего группы – хоть маму, хоть кого другого! Больше споров и вопросов не было. Дальше без приключений спустились вниз.
Пару раз останавливалась – искала тропу. Вышли к маленькой заводи и песчаному пляжику. Лешка там поиграл, а я фотографировала.

Вернулись, голодные, в лагерь. Алла с Вероникой нормально добрались. Тоже волновались – мы за них, они – за нас.
Это тропа не сложная и не опасная. Просто нужно идти аккуратно и быть готовым в случае камнепада не растеряться, а как-то спрятаться. Благо больших валунов, которые закрывают много по дороге.
После инструктор-гид сказал нам, что неплохо бы иметь с собой компас или навигатор. В тумане вполне реально сбиться и долго кружить по камням и искать тропу.
Вообще, они  говорили нам – вы прям как с пляжа)))
Заказываю кушать в «Теплом углу» - и тут сзади – Аня? Аннита? Скиф 4х4? Конечно!))) Куда ж без Скифа то! Наши есть везде! Терранозавр или Террозавр. Не совсем запомнила. Ник знаю, лицо тоже узнала. Они завтра уходят в горы на 6 дней. У них два восхождения 2б сложности. На разряд. Обещал отписаться, как вернется, но молчит пока, редиска!!!

Наелись с Лешкой. Далее стали вырабатывать план на завтра. Алла не очень хотела куда-то идти. Решили, что Она с детьми останется в лагере, а я пойду сама. Думала идти к хижине Миссес-кош. Там бывший альплагерь и кладбище альпинистов. Идти по верху, в сторону стены. Есть указатель на выходе. Но, поговорила с инструктором и спасателем. Они сказали, что одной идти опасно. Тропа очень неприятная, идет по обрыву. Местами по сыпухе, местами по траве. Падать далеко вниз. Лучше, говорят, сходите к хижине Укю-кош, и тоже с гидом. Сколько стоит работа гида не знаю, т.к. Алла решила идти со мной, а дети радовались, что они, самостоятельно, останутся в лагере.

Но об этом в следующем, заключительном рассказе.